Решил сохранить цитаты по поводу сомнительности Эхнатона как "монотеиста":
Мирча Элиаде, История веры и религиозных идей, Т.1, Гл.4 пар.32"Сначала надо уяснить, что выражение, которое Эхнатон использует в своем гимне – "Единственный Бог, другого подобного которому нет", – уже применялось за тысячу лет до Амарнской реформы в обращении к Амону, к Ра, к Атуму и к другим богам. Иными словами, как замечает Джон Вильсон, было по меньшей мере два бога, ибо Эхнатон сам почитался как божество. Молитвы правоверных (т.е. небольшой группы придворных и сановников) возносились не Атону, а непосредственно Эхнатону. В своем прекрасном гимне фараон объявляет, что Атон – это его личный бог: "Ты в моем сердце и никто другой не знает тебя, кроме твоего сына (т.е. Эхнатона), которого ты посвятил в свои замыслы и наделил своей властью!". Так объясняется почти моментальное исчезновение "атонизма" после смерти Эхнатона."
(Мирча Элиаде, История веры и религиозных идей, Т.1, Гл.4 пар.32)
Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов"На, втором этапе, с 9-го года царствования Эхнатона, начинает господствовать наиболее интересная и политически заостренная особенность нового религиозного учения: не просто монотеистический отказ от почитания каких-либо богов, помимо Атона, но и отказ от самого понятия «бог», замененного понятием «царь». Эхнатон «воцарил» своего отца Атона, снабдил его полной царской титулатурой, стал окружать в текстах имена Атона-царя картушами, ввел датировку по годам «правления» царственного солнца. Высшая ирреальная субстанция, чья сущность могла конструироваться не иначе как по образу реального земного владыки-царя, в учении Эхнатона потеряла наименование «бог». В итоге единственный небесный «царь» Атон, «отец» единственного земного царя — Эхнатона, оказался совершенно одного «достоинства» со своим «отпрыском» — фараоном. Эхнатон провозгласил себя «одной породы» со своим царственным солнечным «родителем», почитать которого мог только он. Однако это почитание в данной случае приобрело сугубо «семейный» характер и свидетельствовало не столько о подчиненности Эхнатона [С. 189] Атону, сколько об особой «качественной» близости их друг другу."
(Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов. М., 1984 - С. 128)
Павлова О. И. Атон и Эхнатон: единобожие или безбожие?А то ведь учат в школе и рассказывают в научпопе раз за разом миф о том, что "культ Атона был первой монотеистической религией", а Эхнатон - мудрым реформатором, которого тупые язычники не поняли.
Хотя суть амарнской реформы скорее противоположная. Я бы сказал, что Эхнатон не "политеизм заменил монотеизмом", а развитый пантеистический монотеизм по типу того, который есть в современном индуизме, попытался заменить собственным странным материализмом с двумя зримыми (!) богами - солнечным диском в небе и собой на земле.