Про "постмодернизм" сегодня слышали уже все, а кто не слышал, тем оно не очень-то и надо. Про кризис постмодернизма, его истоки и основные концепции, возможно, расскажу как-нибудь в другой раз - это тоже очень старые темы, по которым есть масса специализированной литературы и популярных лекций от людей, лучше разбирающихся в этой теме, чем простой айтишный планктон вроде меня.
Но вот вчера торкнуло меня прочитать и послушать о явлении, которое, вроде как, уже пришло на смену постмодернизму в культуре - о т.н.
метамодернизме, период владычества которого в умах начался якобы в 90-е и продолжается до сих пор.
читать дальшеЕсть, конечно, более учёные (и более правильные) определения, но лично это явление понимаю таким образом: метамодернизм - это ответ на постмодернизм, попытка из разрушительного по сути своей постмодернистского дискурса вернуть человеческую мысль обратно в осмысленную, ценностную реальность. Примерно как выращивание прекрасных одуванчиков на мусорной куче под дырой в крыше разрушенного дома. Только вместо дома с дырявой крышей - голова, а вместо мусорной кучи - разрушенные (деконструированные, если по-учёному) постмодернизмом смыслы и ценности человеческого бытия, одуванчики - это, разумеется, сам метамодернизм, прекрасный и восхитительный.
И там вот это вот всё:
- "поиск новой серьёзности и искренности",
- "неоромантизм",
- "культ совершенного героя-одиночки" (да, на этом месте я тоже долго смеялся, осознав, насколько прогрессивны и высокохудожественны художественны штампованные исекаи в манге и аниме),
- виртуализация социальных взаимодействий ("бесшовные" переходы героев между реальным и виртуальным пространствами, манипулирование массовым сознанием),
- формы коллективного творчества, живущие отдельно от своих "творцов",
- транссентиментализм, он же - возврат к неким "очевидным" и "традиционным" ценностям (кавычки неслучайны, т.к. это ценности эпохи постмодернизма, пережившие разотождествление и с очевидностью и с традицией).
Короче говоря, я хочу сказать не о том, почему композиторы-метамодернисты рисуют звуки, слушают запахи и нюхают образы, являясь при этом композиторами, а не больными синестезией, и даже не о том является или нет метамодернизм возвратом к модернизму или формой постмодернизма (при явной антагонистичности последнему). Я о том, что критерии, предлагаемые авторами этой концепции, очевидно, подходят для её определения куда хуже моего примера с одуванчиком. Потому что, пардон, поскребите этот самый "метамодернизм" лакированным ноготком и найдите уже жанр фэнтези, где все признаки "метамодернизма" есть. Эскапизм, неоромантизм, герой-одиночка, виртуальные пространства с переходами в реальные, "коллективизация" образов (и порождение франшиз, ролевых игр, фанфиков и прочих форм "обобществления" худ.произведений) и т.п., и т.д.
Говард "наше всё" Лавкрафт, Рэй Бредбери, Сельма Лагерлёф - это типа вот так метамодернизм "начался в 90-х"
? В 90-х какого столетия, уважаемые знатоки? Всё это появляется, как минимум, после потрясений Первой Мировой, когда и возник тот самый "постмодернизм". И это логично - появилась деструктивная философия (постмодерн), возникла и её критика (метамодерн), при том что обе отрицают (и справедливо) породивший их модернизм. Из отечественных, разумеется, первое, что на ум пришло: Михаил Афанасьевич Булгаков с "Мастером и Маргаритой" - вот докажите мне, что это не "метамодернистское" произведение, когда там все признаки налицо!
А вот на этом всё. Накипевшее высказал, пойду дальше кипеть). Кто прочитал - спасибо за внимание. Фхтагн, дорогие друзья!